рький, его ДР и КМ
...Вот за это, господа, я и уважаю писателя и человека Горького - за "сопротивление материалу" - за неподчинение среде, из которой он вышел... Над седой равниной моря ветер тучи раздувает, между тучами и морем... Буревестник, в общем, родился, Алексей Максимович Пешков. Максим Горький, господа. Не знаю, как для вас, а для меня - он очень противоречивый писатель. И я до сих пор не знаю, как к нему относиться.
Я уважаю этого человека за то, что поднимался он в свое время из такой "свинцовой мерзости жизни", что приходится только удивляться силе личности и таланта, пробившего себе дорогу с самой что ни на есть мещанско-пролетарской окраины Нижнего Новгорода.
Отец его, Максим Савватиевич Пешков (1840-71) - сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-79) - из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна пела внуку народные песни и рассказывала сказки, но главное - заменила мать, "насытив", по словам самого Горького, "крепкой силой для трудной жизни" ("Детство").
Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Он был, что называется, "самоучкой". Тяжелая работа (посудник на пароходе, "мальчик" в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и вечные лишения учили жизни, как самые беспощадные "университеты". Они же и внушили мечты о переустройстве мира. "Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться..." - сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова "Песнь старого дуба".
Непросто проходило творческое рождение писателя Горького - ненависть к злу и этический максимализм шли вразрез с действительностью и терзали душу. В 1887 году пытался покончить с собой. Пешков участвовал в революционной пропаганде, "ходил в народ", странствовал по Руси, общался с босяками. В его голове пытались уложиться разные учения: от идей французского Просвещения и материализма И. В. Гете до позитивизма Ж. М. Гюйо, романтизма Дж. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра. В его нижегородской библиотеке рядом с "Капиталом" К. Маркса и "Историческими письмами" П. Л. Лаврова стояли книги Э. Гартмана, М. Штирнера и Ф. Ницше.
Господа, парадоксальное это дело - влияние среды - грубость и невежество провинциального быта отравят и не такую чувствительную душу, но у Горького его жизненные наблюдения породили веру в Человека и его потенциальные возможности. Из столкновения противоречащих друг другу начал родилась романтическая философия, в которой Человек (идеальная сущность) не совпадал с человеком (реальным существом) и даже вступал с ним в трагический конфликт. Гуманизм Горького нес в себе бунтарские и богоборческие черты. Любимым его чтением была библейская Книга Иова, где "Бог поучает человека, как ему быть богоравным и как спокойно встать рядом с Богом" (письмо Горького В. В. Розанову, 1912).
Вот за это, господа, я и уважаю писателя и человека Горького - за "сопротивление материалу" - за неподчинение среде, из которой он вышел.
Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией - А. Пешков; обозначения "А. М. Горький" и "Алексей Максимович Горький" контаминируют псевдоним с настоящим именем) появился в 1892 в тифлисской газете "Кавказ", где был напечатан первый рассказ "Макар Чудра". В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале "Русское богатство" (рассказ "Челкаш"). В 1898 в Петербурге вышла книга "Очерки и рассказы", имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе "Двадцать шесть и одна" и первая большая повесть "Фома Гордеев". Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью А. П. Чехова и Л. Н. Толстого.
С самого начала обозначилось расхождение между тем, что писала о Горьком критика, и тем, что желал видеть в нем рядовой читатель. Традиционный принцип толкования произведений с точки зрения заключенного в них социального смысла применительно к раннему Горькому не срабатывал. Читателя меньше всего интересовали социальные аспекты его прозы, он искал и находил в них настроение, созвучное времени. В Горьком был столь ожидаемый "идейный лиризм".
А общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 Николай II распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В. И. Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-07.
Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 встал во главе издательства товарищества "Знание" и вскоре стал выпускать "Сборники товарищества "Знание", где печатались И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн, В. В. Вересаев, Е. Н. Чириков, Н. Д. Телешов, А. С. Серафимович и др.
Вершина раннего творчества, пьеса "На дне", в огромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского в Московском художественном театре (1902; играли Станиславский, В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова и др.) В 1903 в берлинском Kleines Theater состоялось представление "На дне" с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Другие пьесы Горького - "Мещане" (1901), "Дачники" (1904), "Дети солнца", "Варвары" (обе 1905), "Враги" (1906) - не имели такого сенсационного успеха в России и Европе.